r

Пожертвование 6000 р + жд 

 

3 -8 января Рождество Христово в Дивеево.
Ночная Рождественская служба у мощей преп. Серафима

22 —  26 февраля
Торжество Православия

7 -11 марта

5 — 9 апреля
Страстная пятница, Великая суббота, Светлое Христово Воскресение
у мощей преп. Серафима Саровского


а также возможен заезд от 2 человек в любые другие даты

 Если ваша жизнь зашла в тупик, если  вас  не радуют близкие, надоела работа,  нет  душевных и физических сил, ничего не хотите делать — найдите в себе немного сил и отправляйтесь в Дивеево.    После посещения   этого благодатного места   меняется очень многое , а  главное — начинается новая  жизнь, в которой появляется смысл. 

 

 Программа поездки
1 день:
  • 16.13 отправление поездом № 133 в Арзамас — 2 с Московского вокзала. При  отсутствии билетов на это направление ( в основном в государственные праздники)  — отправление в Нижний Новгород 17.00
2 день:
  •  07.17. прибытие в Арзамас — 2. При прибытии в Нижний Новгород — трансфер в Дивеево.  При прибытии в Арзамас — встреча у вагона .
  • Трансфер в Дивеево ( на машине)
  • Размещение в современном гостевом доме, со всеми удобствами. 15-20  мин. от монастыря.  Есть кухня, можно самим готовить и попить чаю. Очень гостеприимные, добрые и православные хозяева. Рядом с  гостевым домом  — святые источники.
  • Трапеза в монастырской трапезной (11.00. — 13.00).   Также при  монастыре есть коммерческие трапезные.
  • Поездка на св. источник прп. Серафима в    Цыгановку  на машине  (сёстрам — взять  рубашки, платки).
  •   Экскурсия  по Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому  монастырю, поклонение св. мощам прп. Серафима Саровского, прпп. Александры, Марфы, Елены, блж. Пелагеи, Параскевы, Марии, прп. исп. Матрене.
  • Всенощное бдение.  Крестный ход по Канавке Божьей Матери.
  • Трапеза в монастырской трапезной (19.00. — 21.00). Для тех, кто не хочет трапезничать в монастыре – можно готовить  самостоятельно — на кухне все есть.
3 день
  • Божественная Литургия. Акафист у раки прп. Серафима. Параклис Божией Матери.
  • Трапеза в монастырской трапезной (11.00. — 13.00).
  • Самостоятельно — прогулка по Дивеево с посещением св. источников (ближние – матери Александры (первоначальницы Дивеевской обители), Иверский; дальние – Казанский и св. вмч. Пантелеимона — хозяева расскажут об источниках и расскажут. как  к ним пройти).
  • Свободное время. Богослужение вечернее.
  • Трапеза в монастырской трапезной (19.00. — 21.00). Крестный ход по канавке Божией Матери.

    На фото в отражении - коленнопреклоненный св. Серафим

    Дивеево.  На фото в отражении — коленопреклоненный св. Серафим

4 день

  • По желанию ( доп.плата) —  либо  Село Суворово — поклонение св. мощам мцц. Евдокии, Дарьи, Дарьи, Марии. Либо — Паломничество к святыням Арзамаса. Нерукотворный Крест, образ Можайский свт. Николая Чудотворца; чтимый образ Божьей Матери, а также икона «Избавление от бед страждущих» и др. святыни. Либо поездка в Муром  или Санаксары. Советуем также съездить в Кадом, где в монастыре вы сможете получить совет старца. О поездке предупреждать заранее в офисе!
  • Для тех, кто остается в Дивеево – службы, купания в источниках и дополнительные поездки .
  • Вечер —   Трансфер на вокзал. 19.29 отправление в Санкт-Петербург. Для тех, кто едет через Нижний Новгород в 14.00 трансфер на вокзал и отправление в Спб. В Нижнем Новгороде вы успеете посмотреть Кремль  или съездить в Благовещенский монастырь.
5 день
  • 11.48 прибытие в Санкт-Петербург.


Доп. программы  — от  1000 р ( узнавайте  по тел.)
По желанию возможно продлить программу на любое количество дней,  а также совершить экскурсию  по Нижнему Новгороду в сопровождении гида.В этом случае обратные билеты приобретаются с выездом в Петербург из Нижнего Новгорода.
О стоимости узнавайте  по тел..
Мы поможем вам приобрести билеты на поезд (плацкарт или купе). Стоимость выписки билетов  300 р ( туда -обратно).

В программу можно включить посещение:

  •  Милостиво-Богородицкого монастыря в Кадоме  ( за духовным советом к старцу Афанасию ( архимандрит Афанасий (Культинов), а  также к чудотворной Милостивой иконе Божией Матери и к Кикской иконе Божией Матери. В монастыре есть икона Милостивой Божией Матери, которая открывает и закрывает глаза, а  также недалеко от города есть источник «Паника», который находится большим дубом , называемым «деревом мучеников»

  • 19672.p
  •   Санаксарского Рождества — Богородичного монастыря (  мужской монастырь в Мордовии, находится в  лесах Мордовии, там находятся  мощи св. Феодора Ушакова и старца св. Феодора Ушакова)

    мордовия

  •  Свято -Троицкого  Женского  монастыря ( мощи  св. Петра и Февронии  — покровителей семьи  , дающих по молитвам  к ним утешение в бедах и   мир  в семьях) и Спасо -Преображенского мужского монастыря.

муром

 

Крест над Санаксарским монастырем

Крест над Санаксарским монастырем

 

Фильм о Дивеево » Небо на земле»

Дивеево –  Четвертый Удел Божией Матери на земле. Преподобный Серафим Саровский сам показывал Н.А. Мотовилову место, где ему явилась Божия Матерь и повелела устроить обетованную Ей обитель. Сама Богородица дала преподобному Серафиму для этой обители новый устав, нигде до того времени еще не существовавший. Пресвятая Богородица обещала Сама всегда быть Игумениею этой Своей обители, изливая на нее все милости свои и всех благодатей Божиих, благословения со всех своих прежних жребиев: Иверии, Афона и Киева. Главная святыня Дивеевской обители — святые мощи преподобного Серафима Саровского. Великая святыня была возвращена Церкви 11 января 1991 года, а 30 июля святые мощи были перенесены в Дивеево.

 

Документальный фильм «Дивное Дивеево. Фильм -паломничество».

 

Пожертвования на требы в Дивеево.

 Дивеево

 Памятка паломнику.

О  помощи преподобного Серафима.

Проживание у православных. доброжелательных хозяев!
Монастырь закрывается в 22-00 и открывается в 5-00. В дни памяти прп. Серафима Саровского (1 августа и 15 января) монастырь открыт круглосуточно.
Обычно с 5-30 до 7-00 в монастыре совершается утреннее правило, которое включает в себя утренние молитвы, полунощницу и 12 псалмов с поклонами Спасителю, Пресвятой Богородице, всем Небесным Силам бесплотным, преподобному Серафиму, всем святым земли Дивеевской и всем святым.
В 7-00 начинается молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому у его святых мощей. В будние дни акафист служится еще два раза — в 13-00 и в 14-00.
В 8-00 в будние дни начинается Божественная литургия. За 15 минут до ее начала бывает общая исповедь, после которой исповедники подходят под частное разрешение грехов.
В воскресные дни в 8-00 служится Параклис, или молебный канон Божией Матери. А литургия начинается в 9-00.
По окончании литургии можно пообедать в паломнической трапезной или в одном из платных монастырских кафе.
В 12-00 в будние дни и в 13-00 в воскресные и праздничные дни от паломнического центра отправляется автобус на источник (билеты на поездку можно приобрести в паломническом центре). Летом бывает несколько поездок — в 10-00, 12-00 и 14-00 в будние дни, в 11-00, 13-00, 15-00 — в воскресные.
Если паломники хотят лучше узнать про Дивеевской обители, ее истории, святынях и архитектуре, следует обратиться в паломнический центр и попросить предоставить им сопровождающего по монастырю. Эта ознакомительная прогулка по обители совершается в течение часа.
Самостоятельно можно посетить Троицкий, Преображенский и Казанский соборы, храм Рождества Богородицы, которые открыты с 8-00 до 16-00 (летом — до 17-00) с перерывом на уборку храма с 12-00 до 13-00, если в нем совершалось богослужение. В храмах можно заказать требы, приложиться к иконам и к святым мощам.
В течение дня можно самостоятельно посетить источники, которые находятся на территории села. Их пять — преподобной матушки Александры и Иверский минутах в пятнадцати от монастыря, Казанский и рядом с ним Пантелеимоновский и иконы Божией Матери «Умиление» в получасе ходьбы от монастыря.
Можно самостоятельно пройти по святой Канавке и помолиться Царице Небесной о своих родных и близких.
В течение дня открыты платные монастырские кафе, где есть чай, кофе, монастырская выпечка, блины, горячие обеды. Чайная, блинная и кафе с горячими обедами открыты с 9-00 до 17-00, кафе в Доме паломника — с 9-00 до 20-00.
В монастырских лавках продаются книги и сувениры.
Конечно, свое пребывание в Серафимо-Дивеевском монастыре можно сделать и более продолжительным. Для тех, кто имеет намерение прожить в Дивеево несколько дней, организуются поездки в Суворово (во вторник) , Санаксарский монастырь (в среду) , Муром (в четверг)
Традиционно сложились определенные правила, как должны выглядеть православные паломники при посещении монастыря и как следует вести себя в святой обители. Женщинам прилично быть одетой в одежду длиной ниже колен, с прикрытыми грудью, руками и головой. Мужчинам недопустимо приходить в святую обитель в бриджах, шортах, майках.

Краткое житие преподобного Серафима Саровского

Преподобный Серафим СаровскийСерафим Саровский (в миру Прохор Сидорович Мошнин), преподобный, старец-пустынножитель и затворник. Один из самых почитаемых святых в Русской православной церкви.

Родился в городе Курске в 1759 году. В 1778 году поступил в число послушников Саровской пустыни. Пройдя за 8 лет все степени монастырского искуса, был пострижен в монашество и назван Серафимом; в 1793 рукоположен в иеромонаха. Добровольно удаляясь в пустыню, проводит все время в строгом посте, в трудах и в молитве. Затем наложил на себя трехлетнее молчальничество, позже затворничество. По выходе из затвора начал принимать страждущих, утешать и исцелять их. В некоторые праздники к нему приходило по несколько тысяч человек. Серафим Саровский приложил особые усилия к устроению и расширению Дивеевской женской общины, образовав особую Серафимо-Девеевскую общину. Труды его простирались и на устройство Ардатовской женской обители и зеленогорской общины.

Скончался 2 января 1833 года.

19 июля 1903 года последовало открытие его мощей. Он был причислен к лику святых через 70 лет после кончины. Чин канонизации совершен был в Сарове при большом стечении народа и в присутствии царя Николая II. Мощи его были открыты для поклонения в Саровской пустыни.

В 20-х годах обитель закрыли, а мощи были вывезены в Ардатов, где и исчезли. Только в 1991 году они были обнаружены в фондах Государственного музея истории религии, расположенного в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Летом того же года они были доставлены крестным ходом на Нижегородскую землю в Серафимо-Дивеевский монастырь.

Житие

Место падения Прохора с кололкольни Преподобныи Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1759 года. Родители преподобного, Исидор и Агафия Мошнины, были жителями Курска. Исидор был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Младший сын Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру. После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым. Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении. Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться. Слева, на фотографии, место падения Прохора с колокольни.

Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными. 20 ноября 1778 года он пришел в Саров, где настоятелем тогда был мудрый старец, отец Пахомий. Он ласково принял юношу и назначил ему в духовники старца Иосифа. Под его руководством Прохор проходил многие послушания в монастыре: был келейником старца, трудился в хлебни, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и все исполнял с ревностью и усердием, служа как бы Самому Господу. Постоянной работой он ограждал себя от скуки — этого, как позже он говорил, «опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия».

Уже в эти годы Прохор, по примеру других монахов, удалявшихся в лес для молитвы, испросил благословение старца в свободное время тоже уходить в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву. Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Старцы, опасаясь за жизнь больного, хотели вызвать к нему врача, однако Прохор просил этого не делать, сказав отцу Пахомию: «Я предал себя, отче святый, Истинному Врачу душ и телес — Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери…», и желал, чтобы его причастили Святых Таин. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей — от рода нашего». Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь, один из приделов которой был освящен во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Престол для придела преподобный Серафим соорудил своими руками из кипарисового дерева и всегда приобщался Святых Таин в этой церкви.

Явление Господа Нашего Иисуса Христа Преподобному Серафиму СаровскомуПробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, столь хорошо выражавшим его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить. Через год Серафим был посвящен в сан иеродиакона. Горя духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно совершая молитвы и после службы. Господь сподобил преподобного благодатных видений во время церковных служб: неоднократно он видел святых Ангелов, сослужащих братии. Особенного благодатного видения преподобный сподобился во время Божественной литургии в Великий Четверг, которую совершали настоятель отец Пахомий и старец Иосиф. Когда после тропарей преподобный произнес «Господи, спаси благочестивыя» и, стоя в царских вратах, навел орарь на молящихся с возгласом «и во веки веков», внезапно его осенил светлый луч. Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего по воздуху от западных дверей храма, в окружении Небесных Бесплотных Сил. Дойдя до амвона, Господь благословил всех молящихся и вступил в местный образ справа от царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге взирая на дивное явление, не мог ни слова проговорить, ни сойти с места. Его увели под руки в алтарь, где он простоял еще три часа, меняясь в лице от озарившей его великой благодати. После видения преподобный усилил подвиги: днем он трудился в обители, а ночи проводил в молитве в лесной пустынной келии.

В 1793 году, в возрасте 39 лет, преподобный Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и продолжал служение в храме. После смерти настоятеля, отца Пахомия, преподобный Серафим, имея его предсмертное благословение на новый подвиг пустынножительство, взял также благословение у нового настоятеля — отца Исаии — и ушел в пустынную келию в нескольких километрах от монастыря, в глухом лесу. Здесь стал он предаваться уединенным молитвам, приходя в обитель лишь в субботу, перед всенощной и, возвращаясь к себе в келию после литургии, за которой причащался Святых Таин.

Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах. Свое келейное молитвенное правило он совершал по уставу древних пустынных обителей; со Святым Евангелием никогда не расставался, прочитывая в течение недели весь Новый Завет, читал также святоотеческие и Богослужебные книги. Преподобный выучил наизусть много церковных песнопений и воспевал их в часы работы в лесу. Около келии он развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Таин. Святой старец в уединении настолько иногда погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг. Навещавшие его изредка пустынники — схимонах Марк Молчальник и иеродиакон Александр, застав святого в такой молитве, с благоговением тихо удалялись, чтобы не нарушать его созерцания.

Отец Серафим кормит медведяВ летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: «Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом». Около трех лет преподобный питался только одной травой снитью, которая росла вокруг его келии. К нему все чаще стали приходить, кроме братии, миряне — за советом и благословением. Это нарушало его уединение. Испросив благословение настоятеля, преподобный преградил к себе доступ женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение, что Господь одобряет его мысль о полном безмолвии. По молитве преподобного, дорогу в его пустынную келию преградили огромные сучья вековых сосен. Теперь только птицы, слетавшиеся во множестве к преподобному, и дикие звери посещали его. Преподобный из рук кормил медведя хлебом, когда из монастыря приносили ему хлеб.

Стояние на камне 1000 дней и ночейВидя подвиги преподобного Серафима, враг рода человеческого вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста. Диавол навел на святого «мысленную брань» — упорное продолжительное искушение. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества. Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: «Боже, милостив буди мне грешному». Днем же он молился в келлии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей.

Нападение разбойников на старца СерафимаДиавол, посрамленный преподобным, задумал умертвить его и наслал грабителей. Подойдя к святому, работавшему на огороде, разбойники стали требовать от него деньги. У преподобного в это время был в руках топор, он был физически силен и мог бы обороняться, но не захотел этого делать, вспомнив слова Господа: «Взявшие меч мечом погибнут» (Мф. 26, 52). Святой, опустив топор на землю, сказал: «Делайте, что вам надобно». Разбойники стали бить преподобного, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келию в поисках денег. Все сокрушив в келии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до келии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь.

Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран; к нему были вызваны врачи, удивившиеся тому, что Серафим после таких побоев остался жив. Но преподобный не от врачей получил исцеление: Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление.

После этого случая преподобному Серафиму пришлось провести около пяти месяцев в обители, а затем он опять ушел в пустынную келлию. Оставшись навсегда согбенным, преподобный ходил, опираясь на посох или топорик, однако своих обидчиков простил и просил не наказывать. После смерти настоятеля отца Исаии, бывшего с юности преподобного его другом, он взял на себя подвиг молчальничества, совершенно отрекаясь от всех житейских помыслов для чистейшего предстояния Богу в непрестанной молитве. Если святому в лесу встречался человек, он падал ниц и не вставал, пока прохожий не удалялся. В таком безмолвии старец провел около трех лет, перестав даже посещать обитель в воскресные дни.

Плодом молчания явилось для преподобного Серафима стяжание мира души и радости о Святом Духе. Великий подвижник так впоследствии говорил одному из монахов монастыря: «…радость моя, молю тебя, стяги дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».

Новый настоятель, отец Нифонт, и старшая братия обители предложили отцу Серафиму или по-прежнему приходить в монастырь по воскресеньям для участия в богослужении и причащения в обители Святых Таин, или вернуться в обитель. Преподобный избрал последнее, так как ему стало трудно ходить из пустыни в монастырь. Весной 1810 года он возвратился в обитель после 15 лет пребывания в пустыни. Не прерывая молчания, он к этому подвигу прибавил еще и затвор и, никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и Богомыслии. В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых благодатных даров прозорливости и чудотворения. Тогда Господь поставил Своего избранника на служение людям в самом высшем монашеском подвиге старчестве.

25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келии для всех.

Старец видел сердца людей, и он, как духовный врач, исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: «радость моя, сокровище мое». Старец стал посещать свою пустынную келию и родник, называемый Богословским, около которого ему выстроили маленькую келейку. Выходя из келии, старец всегда нес за плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: «Томлю томящего меня».

В последний период земной жизни преподобный Серафим особенно заботился о своем любимом детище — Дивеевской женской обители. Еще в сане иеродиакона он сопровождал покойного настоятеля отца Пахомия в Дивеевскую общину к настоятельнице монахине Александре, великой подвижнице, и тогда отец Пахомий благословил преподобного всегда заботиться о «Дивеевских сиротах». Он был подлинным отцом для сестер, обращавшихся к нему во всех своих духовных и житейских затруднениях. Ученики и духовные друзья помогали святому окормлять Дивеевскую общину — Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный преподобным от тяжкой болезни и по совету старца принявший на себя подвиг добровольной нищеты.

Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер Дивеевских, добровольно согласившаяся умереть из послушания старцу за своего брата, который был еще нужен в этой жизни; Николай Александрович Мотовилов, также исцеленный преподобным. Н. А. Мотовилов записал замечательное поучение преподобного Серафима о цели христианской жизни. В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе во время молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти. Все знали и чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца.

Явление Пресвятой БогородицыЗа год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему Дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами». При этом явлении, при дивном посещении Богоматери, присутствовала одна Дивеевская старица, по молитве за нее преподобного.

В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келии и приготовленного им для себя. Преподобный сам указал место, где следовало похоронить его, — близ алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года преподобный Серафим в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь к литургии и причастился Святых Таин, после чего благословил братию и простился, сказав: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».

Отец Серафим умер, стоя на коленях в молитвеВторого января келейник преподобного, отец Павел, в шестом часу утра вышел из своей келии, направляясь в церковь, и почувствовал запах гари, исходивший из келлии преподобного; в келии святого всегда горели свечи, и он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Когда двери открыли, оказалось, что книги и другие вещи тлели, а сам преподобный стоял на коленях перед иконой Божией Матери в молитвенном положении, но уже бездыханный. Его чистая душа во время молитвы была взята Ангелами и взлетела к Престолу Бога Вседержителя, верным рабом и служителем Которого преподобный Серафим был всю жизнь.